?Mafiozi? Posted December 29, 2015 Share Posted December 29, 2015 Памяти Сергея Супонева и Кузи посвящается. Итак, пока вы сутками напролёт пытаетесь взглядом протереть дыру в экране своего ноутбука или смартфона, в игровом сообществе прогремела большая новость: запускается новый российский телеканал. И не про какие-нибудь жареные новости о преступлениях под впечатлением от GTA, а самый настоящий канал для геймеров, с киберспортом и косплейщицами. Чтобы подготовиться к столь яркому событию, рекомендуем ознакомиться с историей взаимоотношений игровой индустрии и голубого экрана. А отношения эти были ой как непросты. Собственно, это тот случай, когда две стихии просто не могли разминуться. Их отношения начались в далёком 1973 году, когда наши родители беззаботно бегали на солнышке и даже не догадывались, что скоро навсегда увязнут в коконе глобальной паутины. Впрочем, были у такой жизни и очевидные минусы: ни тебе смешные картинки в соцсети полистать, ни новостям ужаснуться. Люди были вынуждены обращаться к более традиционным каналам доставки контента — газетам и журналам, радио и, ясное дело, телевидению. Причём пузатый ящик на тот момент был самым что ни на есть прогрессивным каналом. А для чего нужны самые прогрессивные информационные каналы, если не для рекламы? Так, в 1973 в США произошло первое в истории задокументированное упоминание видеоигр на ТВ. И выглядело оно примерно так... [embedded content] Видали, что творится? Неплохо бы поторопиться! На тот момент развитие игровых систем было отнюдь не таким бурным, как в последние два десятилетия, а потому вплоть до 1978-го интерактивные развлечения не могли предложить «ящику» ничего, кроме наивных рекламных джинглов. А затем случилось вот что: в голову некоего Мартина Кемпнера пришла одна из тех мыслей, что придают смысл выражению «всё гениальное просто». «Чёрт побери! — подумал Мартин. — Все хотят играть, но не у всех есть на это деньги!» Так и появилась на свет первая интерактивная телеигра TV POWWW! Зрителям предлагалось усаживаться перед телевизором поудобнее, и, вооружившись кроличьей лапкой (желающих-то — тьма), звонить в студию, чтобы на виду у огромной аудитории попытать свои силы в одной из игрушек для Intellivision — в пришельцев там пострелять, или в баскетбол погонять. Любопытнее всего, что в шоу было реализовано настоящее голосовое управление: чтобы, например, выстрелить, пользователю приходилось кричать в трубку некое кодовое слово. Уж не знаем, сидел ли на том конце провода специальный человек-геймпад, но хочется в это верить. Шутки шутками, но программа снискала бешеную популярность: 79 американских телеканалов не выпускали её из ротации вплоть до середины 80-х, а, например, итальянские и австралийские зрители могли любоваться роскошной графикой Intellivision аж до начала 90-х, когда даже дети Советского Союза уже успели познать прелести пиратских NES и Sega Genesis. Вообще формат телеигр прижился настолько, что некоторые прогрессивные компании решились делать новые проекты специально для этого дела. [embedded content] Например, в середине восьмидесятых датская студия SilverRock Production разработала технологию, позволяющую управлять героем игры при помощи кнопочного телефона, и успешно реализовала её в детской передаче про приключения тролля Хьюго. Того самого, что спустя десять лет заговорит голосом доктора Кляйнера из Half-Life 2 на канале «РТР», но уже под именем Кузя. И пока океан чистых детских глаз заворожённо следил, как весёлый пиксельный тролль раскатывается в тонкий блин булыжниками, «целуется» с в лоб идущими поездами и задыхается под водой, родители озадаченно чесали затылок, глядя на счета за телефонные разговоры — звонки-то в студию были отнюдь не бесплатными. Тем не менее, Кузя уверенно шагал по планете — даже в 2007-м, когда геймеры познали все прелести PlayStation 3 и Xbox 360, права на шоу про Хьюго закупили в 47 странах. Впрочем, самым прогрессивным (хотя и далеко не самым популярным) оказалось вышедшее на экраны в 1987 году интерактивное шоу Captain Power. Игра не предполагала призы или славу на всю страну, зато и не требовала часами висеть на телефоне. Принять участие мог любой ребёнок, чьи родители не зажали денег на специальную игрушку в виде футуристического истребителя. Пока на экране крутили экшен, самолёт в руках игрока должен был уклоняться от вражеского огня и стрелять в ответ. Словно уже этого мало, в случае проигрыша из кабинки катапультировался игрушечный пилот. Решительно непонятно, как после такого можно было всерьёз воспринимать Duck Hunt. Но довольно забегать вперед. Ведь следующим шагом на пути к телевизионному господству для видеоигр стали… мультсериалы. Инки-Пинки-Блинки Что, между прочим, вполне логично: вы героев из игр 80-х вообще видели? Этих маскотов словно с тем только умыслом и выдумывали, чтобы под карандаш, на плёнку — и в каждый дом. Собственно, так в 1982 году и поступила студия «Ханна-Барбера» (а это, между прочим, известные мультипликаторы, подарившие миру такие шедевры, как «Том и Джери» и «Семейка Адамс») — экранизировала Pac-Man. На самом деле мультсериал имел мало общего со своим первоисточником — Пакман, даром, что жёлтый колобок на ножках, обзавёлся семьей, шляпой и заговорил с Нью-Йоркским акцентом. [embedded content] Свидетельств успеха, равно как и провала шоу история не сохранила. Но, нужно полагать, телевизионные боссы по достоинству оценили подобный дебют, потому что всего год спустя, в 1983-м, на американском канале CBS был запущен анимационный проект Saturday Supercade. Одним махом мультсериал рассказывал про половину героев популярных аркадных игр тех времен: Марио и Донки Конг, Гарри Питфол, лягушонок Фроггер, Кью Берт — все там были. К слову, вся эта наркомания продлилась аж два года, недвусмысленно подтверждая, что игры уже стали ярким культурным феноменом, которому самое место на ТВ. [embedded content] Очевидно, Nintendo сделала серьёзную ставку на телевидение, как инструмент популяризации своих миров, потому что на протяжении 90-х компания стала суперзвездой голубых экранов в натуральную величину. Чего только стоит безумное The Super Mario Bros. Super Show на канале FOX, где наряду с рисованными персонажами кривлялись живые актёры. Между прочим, Марио играл профессиональный боец WWE, а роль Луиджи досталась Дэнни Уэлсу — голосу капитана Партриджа из Splinter Cell: Chaos Theory. [embedded content] Или вышедший в том же году Captain N: The Game Master, по сюжету которого простой парень Кевин попадает в мир Nintendo, где бок о бок с Мегаменом, Саймоном Бельмонтом и говорящим Game Boy сражается со злодеями из Metroid, Punch-Out и Kid Icarus. Признайтесь, вам не хватает таких сериалов сегодня. [embedded content] Это не говоря уже о Покемон-лихорадке, накрывшей планету в 1997-м. Пусть трепещет стадион — играет чемпион! Кхм, так о чём это мы? Ну вот, волна ностальгии снова унесла далеко в будущее, хотя по хронологии событий нам сейчас следует быть в 1982-м. Ведь именно в тогда на американском канале WTBS стартовало шоу Starcade, где геймеры всех возрастов могли соревноваться за ценные призы прямо в студии. Игроки при этом сражались один на один (или целыми командами), а выбор «дисциплины» оставался за тем участником, кто сумеет правильно ответить на заковыристый вопрос в духе «сколько в Пакмане привидений?» или угадать проект по скриншоту. Прямо «Кто хочет стать миллионером?», только с крутыми аркадными играми. [embedded content] Спустя два года передачу закрыли, но дело авторов жило ещё долгие годы, обретая всё новых последователей в лице Video Power, Nick Arcade, Arena и других. Серьёзная журналистика Что ж, поднимать аудитории настроение телевизионщики умели всегда, это факт. А с такой благодатной почвой было бы даже странно, если бы за прошедшие с 1973-го 20 лет развлекательные форматы не добились определённых успехов. Впрочем, наша индустрия тоже не стояла на месте, и к началу девяностых домашние игровые системы стали вполне себе массовым продуктом, который заслуживает самого пристального внимания СМИ. Мир уже успел принять и переварить понятие игровой журналистики в печатном виде, настало время подключиться господам из телевизора. Словом, никто не удивился, когда в 1990 году на экраны вышло GamePro TV — низкобюджетное экспериментальное шоу, снимавшееся в партнёрстве с журналом GamePro. На протяжении 20 минут ведущие рассказывали о новых и ещё не вышедших разработках для NES, SNES, Game Boy и Sega Genesis — то бишь, делали обзоры и превью. Другое дело, что передача-то ориентировалась всё больше на детей, да и профессиональные критические стандарты в те времена были далеки от идеалов. Посему вместо того, чтобы разбираться в тонкостях игровой механики и графических технологиях, ведущие львиную долю экранного времени делились секретами успешного прохождения, в том числе теми, что присылали зрители. Короче, зрелище было на любителя, но именно оно стало предвестником большой волны информационных передач об играх, что захлестнули телевизионный мир к середине девяностых. Останавливаться на каждой решительно не имеет смысла — поверьте, их было чертовски много. Но можно выделить любопытное британское шоу Bad Influence!, где звёздами экрана были не столько ведущие, сколько гости программы из прогрессивной молодёжи, которые делились своими впечатлениями в рамках рецензий. Кроме того, авторы передачи одними из первых перестали навязывать зрителям образ видеоигр, как развлечения для всей семьи, и выделили геймеров (а заодно и себя) в особу касту — techies — т. е., двинутые на технике. Чтобы подчеркнуть свою принадлежность к эдакой субкультуре, они даже завели чудаковатого «эксперта по чит-кодам», который, следуя образу, жил в заваленном компьютерами сарае и походил на героя фильма «Хакеры». [embedded content] К слову, Россия тоже не стояла в стороне, и уже в 1994-м обзавелась отечественной программой про игры. Во многом «Денди — новая реальность» обязана своим успехом уникальной харизме и чувству юмора Сергея Супонева — культового в определённых кругах ведущего, известного также по работе над передачами «Зов Джунглей» и «До 16 и старше». И пусть Супонев с серьёзным лицом обозревал игры для Dendy — нелегального клона NES. Пусть с завидным постоянством допускались ошибки и ляпы, а из рекламы можно было состряпать пачку отдельных выпусков, столько её было. Всё это начисто меркло на фоне потрясающего обаяния Сергея Евгеньевича и его умения чувствовать дух и ноту детского сознания. Далёкий от игр человек говорил с нами на совершенно геймерском языке и это воспринималось органично — больше такого не случалось никогда. Увы, после полутора сотен выпусков на «2х2» и «ОРТ» передачу закрыли, а спонсор показа, компания-дистрибьютор консолей Steepler, нашла новых любимчиков — Бонуса и Гамовера из программы «От Винта!», целиком посвящённой рецензиям на игровые новинки. Впрочем, иногда выпуски разбавляли спецматериалами о технологиях и интервью. А в 1997 году провели натуральный летсплей по Duke Nukem 3D. Поговаривают даже, что старые выпуски «От Винта!» до сих пор крутят на некоторых кабельных и региональных телеканалах. Тут может сложиться впечатление, будто новости и обзоры — венец игровых передач на ТВ. Некоторое время так и было, но уже в XXI веке продюсерские команды в своей изобретательности сделали несколько шагов вперед, и напридумывали тучу тучную принципиально новых (по крайней мере, для геймерской ниши) форматов. К примеру, в 2013 году на британском канале Chanel 4 вышел цикл из 25 передач «Как видеоигры изменили мир», где каждый выпуск был посвящён одной культовой игре из тех, что оставили неизгладимый след не только в индустрии, но и на всей мировой культуре — DOOM, Tomb Raider, StarCraft и т.д. Американский MTV2 в 2004 году удивил общественность рубрикой Video Mods: специально для игры подбиралась популярная песня, после чего технические специалисты на основе игрового движка «монтировали» видеоклип. Там и Люк Скайуокер запевал перед армией клонов Take Me Out, и генерал Гривус лупил по барабанной установке во все четыре руки, и вампирша Рейн томно танцевала под Evanescenсe, и много чего весёлого происходило. [embedded content] Впрочем, в вопросе оригинальности (опять же, по игровым меркам), пальму первенства и по сей день держит безумное шоу Proving Ground, в рамках которого журналистка IGN Джессика Чобот и звезда Jackass Райан Данн проверяли на прочность игровые механики в реальной жизни. В общем-то, концепция во многом напоминала тех самых «Чудаков». К примеру, один раз ребята гоняли на картах и кидались банановой кожурой — в Mario Kart же работает! А другой раз и вовсе нарядились в птичьи костюмы — и давай стрелять друг в друга из гигантской рогатки. [embedded content] Хотя, что это мы всё о передачах да о передачах? Можно подумать, у медиамагнатов кишка была слишком тонка, чтобы вложиться во что-то более масштабное. Вроде телеканала для геймеров. Что, конечно, неправда от слова «совсем». Взять хотя бы американо-канадский G4 2002 года выпуска, что со временем вошёл в пакет Esquire Network. Сутки напролёт там крутили новости и обзоры, истории серий и эксклюзивные интервью, ток-шоу и прямые трансляции с ComicCon. Были даже передачи, целиком и полностью посвящённые отдельным жанрам или направлениям — спортивным симуляторам или там MMO. Словом, для увлечённого геймера это был сущий рай. Впрочем, со временем (что может показаться почти неизбежным в век YouTube и широкополосного Интернета) у канала начались серьёзные проблемы с интересом аудитории. Чтобы остаться на плаву, руководство включило в эфирную сетку модные сериалы, шоу Джимми Феллона... и ряд передач, посвященных путешествиям, моде и кулинарии. Программы эти, по задумке, должны были отвечать интересам аудитории. Она, видите ли, сплошь состоит из молодых метросексуалов. Как говорится, long story short: 31 декабря 2014 телеканал официально был закрыт. Впрочем, 12 лет успешного вещания по столь специфичной теме провалом тоже назвать ну никак не получается. И это отнюдь не единственный пример. Взгляните хотя бы на международный мультиязычный Ginx TV, запущенный в 2008-м. Следуя духу времени, команда освещает не только «большие» тайтлы, но и проекты для портативных консолей, мобильные девайсы и приложения, а также кино, музыку и комиксы, имеющие хотя бы отдалённое отношение к нашему любимому хобби. И ничего: назло Интернету по сей день вещают на всю Европу, даже кусочек Балкан и Азии зацепили. Любопытнее всего, что российское ТВ в этом вопросе практически не уступало западным коллегам. Так, уже в 2007 году медиакомпания Gameland, известная по глянцевым журналам «Страна игр», «Хакер», «Хулиган», «Железо» и «PC игры», запустила телеканал собственного имени — Gameland TV. При этом эфирная сетка изначально не ограничивалась геймерскими темами. В рамках «Всё кино» обозревались новинки проката и DVD, Карина из передачи «Невод» комментировала смешные и провокационные видео, найденные на просторах сети, а очаровательная Кигури уводила зрителей в мир аниме и японской поп-культуры. К слову, ведущий программы «Пульс» Дмитрий Иванов прямо сейчас трудится в 4PDA — как говорится, мир тесен. Практически одновременно с Gameland в программе передач появился Gameplay. TV, годом позже переименованный в «Первый игровой» — проект с космическим размахом и более чем полусотней передач в активе. Тут тебе и «Большой кинозал», где после показа полнометражного фильма профессионалы делились критическим мнением, и «Вечернее шоу» Кати Гордон, где злободневные темы обсуждали представители игровой индустрии, и технологии, и киберспорт, и вообще темы на любой вкус. Правда, недолго музыка играла: уже в 2010-м Gameland TV свернула производство половины передач и сменила вывеску на MAN TV — канал для мужиков, короче. Последние креатив не оценили: год спустя трансляция была бессрочно заморожена. А осенью того же 2011 года «Первый игровой» внезапно превратился в RAP.RU. Впрочем, на этом попытки подружить видеоигры с аудиторией российского телевидения отнюдь не прекратились: в 2013-м стартовал канал «с образовательным уклоном» Cyber-game.TV, а уже весной 2015-го зрителям СНГ был представлен спутниковый Gamanoid TV, где обзоры видеоигр сменяются кино и сериалами. Одним словом, игровое телевидение — штука хоть и недостаточно развитая (особенно в русскоязычных странах), а всё же очень изобретательная. И где-то в коллективно-бессознательном она хранит более 40 лет разнообразного опыта, что далеко не вампир чихнул. По идее, следующим витком этой эволюции должен стать запуск нового российского канала для геймеров – Game Show TV. В шоу-программе истории об играх, гаджетах и киберспорте от профи российских игровых медиа. И хотя глобальная паутина давно и упорно пытается поставить телевизор на колени, тот более чем активно брыкается и не думает сдаваться. Что из этого в итоге получится? Узнаем через год-другой. Автор текста: Денис Рыбалко Источник: 4pda.ru This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers. Просмотр полной статьи Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now