Jump to content
Search In
  • More options...
Find results that contain...
Find results in...
Sign in to follow this  
?Mafiozi?

'Смерть детских игр: почему разработчики держат юную аудиторию за идиотов'

Recommended Posts

Обойдёмся без прелюдий: детские игры живы, или всё-таки нет? На недавних пресс-конференциях, проводимых компанией Sony, японцы активно пиарили свой новый экшен-платформер Racthet and Clank. Будучи перезапуском известной в прошлом франшизы, он направлен на самую юную категорию геймеров. Тем чуднее, что в остальной индустрии, кажется, совсем позабыли, что игры бывают не только про кишки, мачо-мэнов и QTE.

Обратимся к истории. Середина семидесятых. Компания Atari готовится к запуску одного из своих самых амбиционных проектов — картриджной консоли под названием VCS. После успешного старта американцы переименуют систему в Atari 2600 и начнут активное продвижение не только на родине, но и в Европе. Напоминающей в то время этакий экономический анклав, и населённой людьми, едва знакомыми с чудом интерактивных развлечений.

Смерть детских игр: почему разработчики держат юную аудиторию за идиотов

За несколько лет до старта новой платформы Atari успешно вошла в аркадный бизнес, обогатив его механически-пинбольную вселенную байтом, графикой и теннисом. Дивный новый мир пришёлся по вкусу не только уставшим дальнобойщикам, но и охочей до всего нового детско-подростковой аудитории. По всей стране стали появляться аркадные салоны, а ещё спустя какое-то время газеты Нового и Старого Света забили тревогу. Выяснилось, что юное поколение ой как не прочь прогулять занятия, вместо них сражаясь в какую-нибудь Space Invaders. Гневные отзывы политиков, всхлипывания мамочек и абсолютное несогласие со стороны виновников торжества вылились в… успех совершенно новой и такой притягательной для всех консоли.

Много позже экс-руководители Atari будут вспоминать, что их 2600 разошлась бешеным тиражом в первый же уикэнд. Немалому успеху способствовала не только Space Invaders (хотя это, безусловно, и систем-селлер), но и портирование аркадной классики разного качества. США в очередной раз всколыхнула эпидемия Atari.

Игры тех лет, будучи относительно сложными и состоящими из одного-двух экранов, программировались с расчётом и на юных геймеров, и пользовались умопомрачительным успехом. В середине-конце 80-х ровно этот же трюк проделает Nintendo с её NES (Famicom/Dendy). И тогда, и сейчас игроделы намеревались удовлетворить тех, кому ещё нельзя пить текилу, но уже можно клянчить у родителей в подарок на рождество Mario.

Феномен «8-бит»

Super Mario Bros. начинается достаточно тривиально. Неказистого вида мужичонка несётся по светлой полянке, собирает грибы, прыгает в колодец и потом, пробравшись в замок, находит свою первую warp-зону. За один короткий отрезок времени Nintendo объясняет два основополагающих правила: SMB достаточно непроста, но при этом понятна любому, кто захочет прикоснуться к миру видеоигр.

Смерть детских игр: почему разработчики держат юную аудиторию за идиотов

Восьмибитная эпоха вообще была про «расскажем просто о сложном». По одну сторону доски находился Mega Man от Capcom, ориентированный в числе прочего на тех, кто прожил детство бок о бок с продукцией Atari. По другую сторону расположилось множество IP, основанных на лицензии мультипликаторов.

Почти все они представляли собой маленький шедевр геймдизайнерской мысли, создаваемый, однако, вовсе не для поклонников двухэкранных развлечений прошлого. Приметная деталь эпохи состояла в высочайшем контроле качества, который японцы (вы правда не знали, что Chip 'n' Dale и Darkwing Duck не на Западе делали?) примеряли к каждому такому платформеру. «Взрослые» механики оказались помножены на более человечный уровень сложности, в результате чего мир получил целую россыпь великолепных видеоигр в диапазоне от приключений бурундуков до воплощения мира «Акме».

Смерть детских игр: почему разработчики держат юную аудиторию за идиотов

Цветастые «пиксели» выглядели и звучали «почти как в мультфильме», затягивая так, что в начале девяностых будущий отец Fable написал целую колонку, где в числе прочего рассказал про истерию жителей страны Восходящего солнца по Tiny Toons.

«По популярности здесь Tiny Toons сравнима с аниме. Поэтому не удивительно, что новая игра для Super Famicom вызвала такой ажиотаж. Маленькие герои бегут и даже переходят в режим суперскорости. Всё это очень привлекательно, если забыть, что мы в Британии перестаём отрывать головы плюшевым медведям в возрасти десяти лет или около того. Японцы же, кажется, никогда не вырастут из этих милых и пушистых вещей», — поясняет Питер Молинье.

Смерть детских игр: почему разработчики держат юную аудиторию за идиотов

Восточный бум разнокалиберных мультяшек лишь отражал общую тенденцию. Люди покупали «детские» игры, а сами авторы старались сделать их настолько увлекательными, насколько это вообще позволяют технологии. В рамках которых нет ничего краше, чем передвижение по экрану слева-направо с редким переходом на «вертикальный» геймплей. Увы, но всё изменилось, когда на арену вышла эпоха 32-бит и полигональных моделей.

Взлёты и падения

Триумвират консолей «PlayStation/Nintendo 64/Saturn» привнёс много нового в индустрию, прежде почти не знавшую, что такое плохая игра для самых юных. Трёхмерные опыты разной степени ужаса, а также всеобщий бум на «кровавость» диктовали совершенно иные рыночные установки. Безусловно, в эру Resident Evil появлялись великолепные платформеры, однако и Crash Bandicoot, и Mario 64 не могли изменить самой тенденции. Среди зомби, откушенных голов и не совсем живых собак места светлому и доброму становилось всё меньше. И это мы не берём в расчёт образовательные программы с уклоном в гейминг, которые и в начале девяностых особым качеством не блистали.

Смерть детских игр: почему разработчики держат юную аудиторию за идиотов

Постепенно нишу развлечений для детей заполняло всё больше ширпотреба. Грубо говоря, на один выпуск Rachet and Clank приходилось по два «произведения» с невменяемой камерой и геймплеем, чья примитивность (не путать с простотой!) поспорила бы с сериалами про лихих ментов и подлых бандитов. В результате к 2009 году развлечения для неокрепших умов окончательно выродились в сборник поделок под «Кинект» с крайне редкими проблесками в виде HD-переиздания трилогии о Слае Купере или «речетовской» Crack in Time на пару с LEGO-франшизой. Паночка померла? К счастью, не совсем, ведь оставалась ещё ниша портативных консолей.

Переход на мобилки?

Индустрия «игр в кармане» изначально создавалась из расчёта на школьников. Рекламная кампания Game Boy, первые релизы и продвижение устройства, как идеального спутника во время прогулок. В начале девяностых всё это породило целую культуру, ознаменованную не только упрощёнными версиями Марио, но и эпидемией под названием Pokemon. Несколько ревизий подряд Game Boy оставался хэндхелдом №1 для всех, кто ни на секунду не хотел расставаться с любимыми видеоиграми.

Во времена Game Boy Advance ситуация повторилась. Не изменилась она и в случае с Nintendo DS — этаким приветом эпохе Game and Watch, более известной в России по «волку с яйцами» из «Ну, погоди!». Проблема заключалась лишь в падении общего уровня качества. Если GBA оно коснулось лишь краешком, то на DS и, в особенности, PSP расцвела всеми ароматами сточного коллектора. Тревожный звоночек, не правда ли? В особенности, когда речь заходит о «портативках», ориентированных в первую очередь на детей и подростков.

Работая над этим материалом, редакция 4PDA пообщалась с несколькими отцами-геймерами, чьи дети, как несложно догадаться, не остаются в стороне от увлечения их родителей. Типичный пример такой истории: да, сын/дочь, конечно, любит посмотреть, как папка проходит Mario или рубит Хелгастов в капусту, но сами они все больше тянутся к планшетам и смартфонам, хотя в наличии и Game Boy, и PlayStation Vita.

Смерть детских игр: почему разработчики держат юную аудиторию за идиотов

«Ну, да, всякий штурм электричек в Subway Surf или очередная “таполка” почему-то оказывается милее, — поясняет один из героев. — Я всё-таки пытаюсь им привить любовь к нормальным, полноценным платформерам, но пока всё как-то безуспешно».

Важная деталь: сказанное выше касается младшего школьного возраста, когда в лидерах «Майнкрафт», а из любимых устройств — продукция на iOS или Android. С более взрослыми детьми ситуация несколько иная. Консоли и персоналка пользуются популярностью, вот только покупают школьники совсем даже не «бродилки».

«Знаете, я всё чаще замечаю такую тенденцию: вот заходит в магазин парень за 30. Он может и “Ассасина” взять, но и в какой-нибудь Ratchet and Clank порубиться вовсе не прочь, — поясняет один из продавцов-консультантов крупной профильной сети. — Совершенно другая история с детьми. Вот недавно был случай. Заходит пацан лет 14-ти и говорит: “Мам, ну купи Mortal Kombat [X]”. Что вы думаете? Они берут с полки MK — и идут на кассу. И это, к сожалению, не единичный случай, а тенденция. А ведь у нас есть и Sly Cooper для PlayStation 3, и Knack, и чего только ещё нет — выбирай, не хочу. Но всё опять сводится к кишкам и Call of Duty».

Схожей точки зрения придерживает Алёна Мершиева — педагог, специализирующийся на работе с подростками. В беседе с 4PDA Алёна подтвердила, что мальчишки просто обожают шутеры и другие «серьёзные релизы».

«Сейчас и девочки не отстают», — добавляет девушка. — В “Саб” [Subway Surf], конечно, играют, но слабый пол в курсе всех этих тенденций. Парни создают мейнстрим, а девочки подстраиваются».

Смерть детских игр: почему разработчики держат юную аудиторию за идиотов

Но это у нас, а что на Западе? Ведь не секрет, что разработчики всегда ориентируются на более крупные и стабильные рынки. Эксперты отмечают, что в последние время произошёл значительный скачок среднего возраста геймеров. В Северной Америке эта планка уже подобралась вплотную к сорока годам. Европа не отстаёт, не говоря уже о Японии с её богатыми традициями гейминга.

Все три крупнейших рынка мира объединяет общая тенденция: продукция Nintendo, оставаясь достаточно нишевым продуктом, стабильно собирает кассу из любителей подобных развлечений. В США нормально, когда ребёнок в одиночку или вместе с родителями проходит современную версию Mario. Сама Nintendo, в отличие от большинства конкурентов, и не думает ослаблять контроль качества. Вот и получается, что «детская» (а на деле уже вневозрастная) консоль предлагает наиболее адекватное времяпрепровождение для самых маленьких геймеров.

Смерть детских игр: почему разработчики держат юную аудиторию за идиотов

По другую сторону баррикад находятся Sony и Microsoft (а также почти все Third-party студии), которые делают ставку на тех, кто любит жестокость, взрослые сюжеты и проработанных персонажей. Наконец, цепочку замыкает орава «мобильных» студий, чьи произведения «искусства», зачастую вопреки здравому смыслу, покупают (и донатят в них в случае f2p-модели) какое-то неприличное количество человек. Вот и получается, что детским играм сегодня фактически нет места нигде, кроме девайсов под управлением iOS и Andorid, а также консолей Nintendo.

«Знаешь, я вот просто обожаю то, как они делают геймплей, — добавляет один из опрошенных отцов. — Все эти грибы, гумбы и прочее — оно неважно. Важно, что абсолютно простецкими средствами они добиваются какого-то невероятного уровня погружения. Как в той сказке: присел на пенек — и тебя “унесло”. Я такого ни на одном планшете не видел. Вот только поди это детям объясни».

Безусловно, было бы преступлением сказать, что все мобильные релизы относятся к категории примитивного ширпотреба. В конце концов, была и Sonic The Hedgehog 4 аж в двух эпизодах, и классическая Prince of Persia в компании с ранером по мотивам юбисофтовского Rayman. Однако кто такие жемчужины замечает? Какой процент геймеров?

На этом фоне все подвижки Sony в позиционировании Ratchet and Clank как некоей медиасреды из платформера и сопутствующего мультфильма выглядят, как попытка сохранить хорошую мину при недовольстве Станиславского. К сожалению, сегодня платформеры и добрые адвенчуры стали слишком «неформатом», чтобы нравиться если не всем, то многим. Jak and Daxter, Banjo-Kazooie, Sly Cooper и I-Ninja, Rayman — это всё герои дней минувших. Времени, когда детская/подростковая игра ещё не была синонимом слову «мусор», а над заполнением ниши не работала в три смены одна лишь Nintendo. Эй, индустрия, может хватить считать детей за идиотов и скармливать им примитив? Увы, ответ мы едва ли услышим.

Автор текста: Сергей Жигальцев

Источник: 4pda.ru


This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Просмотр полной статьи

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×